Размер шрифта: A A A     Изображения Выключить Включить     Цвет сайта Ц Ц Ц     Обычная версия сайта

Готовимся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение 2021-2022 гг.

Министерство образования и науки России в 2021-2022 учебном году объявило пять тематических направлений, по которым выпускники школ будут писать сочинения в декабре этого года:

• Человек путешествующий: дорога в жизни человека Подробнее >>

• Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия

• Преступление и наказание – вечная тема

• Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

• Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

В сочинении обязательна опора на художественный текст, что подразумевает не просто ссылку на то или иное произведение, но и обращение к нему на уровне аргументации.

Предлагаем выпускникам рекомендательные списки литературы, а также критику по объявленным тематическим направлениям.

Рекомендуем также ссылки на полезные и интересные сайты по подготовке к выпускному сочинению.

Сайты содержат материалы по каждому из направлений итогового сочинения, рекомендательные списки литературы, примеры сочинений, дают возможность получить бесплатную консультацию, посмотреть вебинары, задать интересующие вас вопросы, отправить свое сочинение на проверку экспертами др.

Сайт «Могу писать» https://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=5744

Сайт «Незнайка» https://neznaika.info/essay/

Сайт «Сочинение 11» https://sochinenie11.ru

Сайт «Олимпиада: русский язык и литература» http://rus.fizolimpiada.ru/itogovoe/tema2.html

Образовательный блог Крюковой М.А. В помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://po-ushi.ru/category/itogovoye-sochineniye/

Капканы-ЕГЭ. Сайт учителя Бенделеевой Любови Михайловныhttp://капканы-егэ.рф/

Учитель словесности http://lanasvet1991.blogspot.com

Рекомендательные списки составлены нашим специалистом. Это один из многих возможных вариантов. Выбор за вами!

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия

Современная цивилизация, научный прогресс. Что они несут человечеству? Вред или пользу?

Это направление итогового сочинения дает возможность порассуждать о развитии новых технологий, о том, как они влияют на человека, на общество в целом.

Научные технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, всё больше использовать автоматизированный труд на вредных предприятиях. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?

С одной стороны, мы пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями, которые порой могут оказаться катастрофическими для экологии и здоровья самого человека. И потом, какими бы технологии ни были совершенными, никогда они не заменят человека, поскольку они не могут мыслить, чувствовать, сопереживать. Эти качества присущи только человеку.

Комментарий от ФИПИ:

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Определение понятий в словаре:

Цивилизация, -и, жен.
1. Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.
2. ед. Современная мировая культура (в 1 знач.).
3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

Технология, -и, жен.
Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. Т. производства. Т. волокнистых веществ. Нарушение технологии.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка : около 53000 слов
/ С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцов. - 24-е изд., испр.
– М. : Оникс 21век : Мир и Образование, 2004. - 1198 [2] с.

Синонимы к слову цивилизация: воспитание, культура, образованность, прогресс, просвещение, развитие, цивилизованный мир.

Синонимы к слову технология: методика, способ, производство, совокупность методов, веб-технология, вибротехнология, интернет-технология, инфотехнология, кибертехнология, нанотехнология, пиар-технология, политтехнология, сверхтехнология, спецтехнология, супертехнология, теротехнология, форсайт, электротехнология.

Список литературы

Айтматов, Ч. Т. И дольше века длится день ; Плаха : [романы] : [16+] / Ч. Айтматов. – М.: Эксмо, 2016. – 638, [2] с.

Астафьев, В. П. Царь-рыба : [роман : 12+] / В. Астафьев. – М.: Вече, 2017. – 477 с.

Беляев, А. Р. Человек-амфибия : [роман : для среднего школьного возраста] : [12+] / Александр Беляев ; худож. Ольга Подивилова. – М.: Самовар, 2017. – 189 с.

Брэдбери, Рэй. Избранное: 451° по Фаренгейту и другие романы : [пер. с англ.] /Рэй Брэдбери. – М.: Эксмо, 2014. – 876, [3] с.

Булгаков, М. А. Собачье сердце : романы, повести, рассказы : [16+] / М. Булгаков. – М.: Эксмо, 2014. – 798, [2] с.

Верн, Жюль. Двадцать тысяч лье под водой : [роман : 12+] / Жюль Верн ; перевод с французского М. Вовчок ; вступительная статья и комментарии М. Алферовой. – М.: АСТ, 2020. – 522 с.

Замятин, Е. И. Мы : роман, повести, рассказы : [16+] / Е. Замятин. – М.: Мартин, 2015. – 317 с.

Оруэлл, Джордж. 1984 ; Скотный двор ; Эссе : [сборник : пер. с англ.] : [16+] / Джордж Оруэлл. – М.: АСТ, 2017. – 445, [2] с.

Распутин, В. Г. Прощание с Матерой : [повесть] : [16+] / В. Г. Распутин. – М.: Эксмо, 2015. – 254 с.

Стругацкий, А. Н. Трудно быть богом : [роман] / А. Стругацкий, Б. Стругацкий. – М.: АСТ, 2014. – 218 с.

Уэллс, Герберт Джордж. Машина времени; Человек-невидимка : [сборник : пер. с англ.] : [16+] / Герберт Уэллс. – М.: Э, 2018. – 444 с.

Критическая литература

Безелянский, Ю. Н. Фантасты. Пропуск в будущее. Ж. Верн // Безелянский, Ю. Н. Знаменитые писатели Запада : 55 портретов. – М. : Эксмо, 2008. – С. 545–550.

Бондаренко, В. Новый пугающий мир. Е. Замятин «Мы» // Бондаренко, В. Юность длиною в сто лет: Читаем про себя. Молодежь в литературе XX–XXI вв. – М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2016. – С. 68–70.

Быков, Д. О самом главном. Е. Замятин «Мы» // Быков, Д. Советская литература. Расширенный курс. – М.: ПРОЗАиК, 2014. – С. 236–247.

Гиленсон, Б. А. Роман Г. Уэллса «Человек-невидимка»: утопия, реальность, аллегория / Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы конца XIX – нач. XX века. – М. :Издательский центр «Академия», 2006. – С. 137–151.

Ивин, А. Надо ли прощаться с Матерой? (по роману В. Распутина «Прощание с Матерой») // Современная русская проза: новое в школьных программах. – М. : Изд-во МГУ; Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – С. 83–86.

Клех, И. Ю. Мечта освободиться от телесности. Беляев А. «Человек-амфибия» // Клех, И. Ю. Как писались великие романы? – М. : Вече, 2019. – С. 387–390.

Конюкова, М. Джрдж Оруэлл «1984» // Конюкова, М. «Джентльменский набор» интеллектуала : 30 книг, которые нужно обязательно прочитать. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – С. 100–103.

Рыжкова, Т. В. Диалоги о «Собачьем сердце» // Рыжкова, Т. В. Диалоги с Булгаковым: книга для учителя. – СпПб. : САГА, Азбука-классика, 2005. – С. 4–70.

Рыжов, А. С. Строчкой сквозь столетия. Модели будущего по Верну и Уэллсу // Рыжов, А. С. Литературные пророки. Они предсказали будущее / А. С. Рыжов. – М. : Эксмо, 2007. – С. 44–49.

Список периодических изданий

Апалина, Н. Л. Цена эксперимента. Анализ повести М. Булгакова «Собачье сердце» / Н. Л. Апалина // Литература в школе. – 2014. – № 8. – С. 34.

Бражников, И. Л. Время, история и вековечность в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – № 3. – С. 21–23.

Лассов, Т. Э. Поговорим о будущем и настоящем. Роман Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» / Т. Э. Лассов // Уроки литературы. – 2016. – №10. – С. 2–8.

Петелин, В. В. «…Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству…». Е. Замятин. Роман «Мы» / В. В. Петелин // Литература в школе. – 2014. –№ 12. – С. 21.

Черников, А. П. «Понимать, беречь природу»: экологич. проблематика в прозе В. П. Астафьева / А. П. Черников // Литература в школе. – 2013. – № 4. – С.15–19.


Итоговое сочинение 2020-2021 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• Забвению не подлежит Подробнее >>

• Я и другие Подробнее >>

• Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Подробнее >>

• Время перемен Подробнее >>

• Разговор с собой Подробнее >>

Итоговое сочинение 2019-2020 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• «Война и мир» – к 150-летию великой книги Подробнее >>

• Надежда и отчаяние Подробнее >>

• Добро и зло Подробнее >>

• Гордость и смирение Подробнее >>

• Он и она Подробнее >>


Итоговое сочинение 2018-2019 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• Отцы и дети Подробнее >>

• Мечта и реальность Подробнее >>

• Месть и великодушие Подробнее >>

• Искусство и ремесло Подробнее >>

• Доброта и жестокость. Подробнее >>


Итоговое сочинение 2017-2018 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• «Верность и измена» Подробнее >>

• «Равнодушие и отзывчивость» Подробнее >>

• «Цели и средства» Подробнее >>

• «Смелость и трусость» Подробнее >>

• «Человек и общество» Подробнее >>


Итоговое сочинение 2016-2017 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• «Разум и чувство» Подробнее >>

• «Честь и бесчестие» Подробнее >>

• «Победа и поражение» Подробнее >>

• «Опыт и ошибки» Подробнее >>

• «Дружба и вражда» Подробнее >>

С 15 октября в Художественном музее (ул. Ленина, 7а) развернута выставка Государственного мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» «Моё гнездо, где вырос я…». 

Липецкий парк «Быханов сад» до конца октября приглашает молодежь на уникальную фотовыставку «Время твоих возможностей». 

Выставочный зал (ул. Ленина, 9) приглашает липчан и гостей города на выставку «Бунин и Достоевский. PRO ET CONTRA», посвящённую 200-летию Ф. М. Достоевского и 150-летию И. А. Бунина. 

С 1 октября в Историко-культурном музее города Липецка (ул. Октябрьская, 57) работает персональная выставка народного мастера России, члена Союза художников России Елены Зининой «Мужик не прядёт, не ткёт, а в рубахе ходит».

С 1 по 29 октября в Областном центре культуры, народного творчества и кино развернута выставка работ мастеров традиционного гончарного промысла «Юрьевская керамика».

С 1 по 29 октября Областной центр культуры, народного творчества и кино приглашает липчан на персональную выставку Юрия Демьянова «Вчерашние мотивы». 

Развернуть
Затейник

Национальный проект

Развиваем Липецкую область вместе




  • Экскурсия в профессию
  • Здоровый регион
  • Противодействие коррупции

Наши партнеры

  • garant48.ru
  • Консультант Плюс
  • Образовательный портал г. Липецк
  • Бесплатная видеоконференцсвязь
  • Союз Возрождения России Ассоциация Воркаута, Липецкая область г. Липецк