Размер шрифта: A A A     Изображения Выключить Включить     Цвет сайта Ц Ц Ц     Обычная версия сайта

Готовимся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение 2020-2021 гг.

Министерство образования и науки России в 2020-2021 учебном году объявило пять тематических направлений, по которым выпускники школ будут писать сочинения в декабре этого года:

• Забвению не подлежит Подробнее >>

• Я и другие Подробнее >>

• Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Подробнее >>

• Время перемен Подробнее >>

• Разговор с собой

В сочинении обязательна опора на художественный текст, что подразумевает не просто ссылку на то или иное произведение, но и обращение к нему на уровне аргументации.

Предлагаем выпускникам рекомендательные списки литературы, а также критику по объявленным тематическим направлениям.

Рекомендуем также ссылки на полезные и интересные сайты по подготовке к выпускному сочинению.

Сайты содержат материалы по каждому из направлений итогового сочинения, рекомендательные списки литературы, примеры сочинений, дают возможность получить бесплатную консультацию, посмотреть вебинары, задать интересующие вас вопросы, отправить свое сочинение на проверку экспертами др.

Сайт «Могу писать» https://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=5744

Сайт «Незнайка» https://neznaika.info/essay/

Сайт «Сочинение 11» https://sochinenie11.ru

Сайт «Олимпиада: русский язык и литература» http://rus.fizolimpiada.ru/itogovoe/tema2.html

Образовательный блог Крюковой М.А. В помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://po-ushi.ru/category/itogovoye-sochineniye/

Капканы-ЕГЭ. Сайт учителя Бенделеевой Любови Михайловны http://капканы-егэ.рф/index.php/ege-po-russkomu-yazyku/159-vypusknoe-2019/3045- bogatejshij-material-po-itogovomu-sochineniyu-2019-goda-napravleniya-teksty-temy-sochinenij

Учитель словесности http://lanasvet1991.blogspot.com

Рекомендательные списки составлены нашим специалистом. Это один из многих возможных вариантов. Выбор за вами!

Разговор с собой

Каждому из нас свойственно задумываться о смысле своей жизни, о своём предназначении на земле. Мы пытаемся оценить свои поступки, сравнить себя с другими. В результате нам хочется понять, сделали ли мы нужное и полезное и есть ли в нашей жизни страницы, за которые нам стыдно даже перед собой.

Проблема самопознания и самосовершенствования остается актуальной во все времена. Человек, который задает самому себе различные вопросы, стремясь познать самого себя, рано или поздно находит собственное предназначение и место в обществе, что способствует тому, что человек становится счастливым.

Абсолютно каждый человек ищет смысл собственной жизни, просто у кого-то эти поиски очень яркие и эмоциональные, а у кого-то тихие и незаметные.

В классической литературе много примеров размышлений героев о себе, о своём пути.

Комментарий от ФИПИ:

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Список литературы

Астафьев, В. П. Последний осколок : повести и рассказы / В. Астафьев. – М.: Эксмо, 2009. – 380, [3] с.

Бунин, И. А. Господин из Сан-Франциско : рассказы : [для юношества] : [16+] / И. А. Бунин. – М.: Стрекоза, 2018. – 221, [3] с.

Быков, Василь. Сотников : повести / В. Быков. – М.: Вече, 2004. – 381, [3] с.

Горький, М. На дне : [сборник] / М. Горький. – М.: Олма Медиа Групп, 2011. – 303, [1] с.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман в шести частях с эпилогом : [16+] / Федор Достоевский. – М.: Вече, 2018. – 573, [3] с.

Железников, В. К. Чучело : повесть : [для среднего школьного возраста] : [12+] / В. К. Железников. – М.: Росмэн, 2019. – 256 с.

Куприн, А. И. Гранатовый браслет : сборник : [12+] / А. Куприн. – М.: АСТ, 2019. – 476, [3] с.

Пришвин, М. М. Кладовая солнца : сказка-быль и рассказы / Михаил Пришвин ; [предисл. В. Пришвиной] ; худож. Е. Рачев. – М.: Детская литература, 2013. – 168, [4] с.

Салтыков-Щедрин, М. Е. Сказки : [для среднего школьного возраста] : [12+] / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М.: Детская литература, 2018. – 218, [3] с.

Толстой Л.Н. Война и мир : роман : в 4 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Дрофа. – 2010.

Фонвизин, Д. И. Недоросль / Д. И. Фонвизин. Горе от ума / А. С. Грибоедов. – М.: АСТ : Олимп, 1998. – 672 с.

Шолохов, М. А. Тихий Дон : [роман : в 4 кн.] : [16+] / М. Шолохов. – М.: АСТ, 2014. – 1404, [2] с.

Критическая литература

Бондаренко, В. В. Нравственный выбор. В. В. Быков «Сотников» // Бондаренко, В. В. Юность длиною в сто лет: Читаем про себя. Молодежь в литературе XX-XXI века. – М. : Рос. гос. б-ка для молодежи, 2016. – С. 179-181.

Сухих, И. Н. «Искать, все время искать…» Толстой и его герои в поисках счастья // Сухих, И. Н. Русская литература для всех. Классное чтение! (от Гоголя до Чехова). – СПб. : Изд-ая группа «Лениздат», «КомандаА», 2013. – С. 127-158.

Фесенко, Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя / Э. Я. Фесенко. – М. : Академический проект, 2013. – 653 с.

Список периодических изданий

Алпатова, Т. А. Путь к пониманию себя… (образ поэта и осмысление поэзии в русской лирике XVIII века: (Тредиаковский, Ломоносов)) / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2020. –№ 1. – С. 23-31

Алпатова, Т. А. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…» (к анализу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» // Литература в школе. – 2020. № 4. – С. 9-19

Воропаева, Н. А. Победа над собой. Осмысление конфликта между детьми в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» / Н. А. Воропаева // Литература в школе. – 2010. – № 12. – С 33.

Гончаров, П. А., Щербакова, В. А. «Свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам» : мотив самопожертвования в повести В. П. Астафьева «Звездопад» // Литература в школе. – 2020. – № 1. – С. 52-67.

Макарова, С. Н. Идеал человека в гражданской лирике Некрасова / С. Н. Макарова // Литература в школе. – 2010. – № 7. – С. 2.

Сарычев, В. А. «Личность в «мире бывания». Художественная концепция рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2012. - № 7. – С. 17.

Севостьянова, Е. К. Традиции и новаторство в творчестве М. Горького. Что такое человек? (Полемика с русской классикой в пьесе «На дне») / Е. К. Севостьянова // Литература в школе. – 2009. - № 8. – С 29; № 9. – С. 27.

Чепурная, О. Н. Современна ли совесть? (по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л. С. Петрушевской «За стеной» / О. Н. Чепурная // Литература в школе. – 2005. – № 1. – С. 27-28.


Итоговое сочинение 2019-2020 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• «Война и мир» – к 150-летию великой книги Подробнее >>

• Надежда и отчаяние Подробнее >>

• Добро и зло Подробнее >>

• Гордость и смирение Подробнее >>

• Он и она Подробнее >>


Итоговое сочинение 2018-2019 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• Отцы и дети Подробнее >>

• Мечта и реальность Подробнее >>

• Месть и великодушие Подробнее >>

• Искусство и ремесло Подробнее >>

• Доброта и жестокость. Подробнее >>


Итоговое сочинение 2017-2018 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• «Верность и измена» Подробнее >>

• «Равнодушие и отзывчивость» Подробнее >>

• «Цели и средства» Подробнее >>

• «Смелость и трусость» Подробнее >>

• «Человек и общество» Подробнее >>


Итоговое сочинение 2016-2017 гг.

Тематические направления итогового сочинения:

• «Разум и чувство» Подробнее >>

• «Честь и бесчестие» Подробнее >>

• «Победа и поражение» Подробнее >>

• «Опыт и ошибки» Подробнее >>

• «Дружба и вражда» Подробнее >>

по 3 апреля
«Юность читающая – 2021»

22 февраля
«Я служу России»: музыкальный час из цикла «Мелодия времён»

22 февраля
«Золотая Звезда Героя»: слайд-презентация, посвященная подвигу Осканова С.С.

24 февраля
«Решаем ситуацию вместе с помощью кейс-технологий»: онлайн-встреча

27 февраля
«Как правильно разговаривать с детьми о будущем самоопределении»: онлайн-консультация психолога Юлии Поляковой в помощь родителям

по 23 февраля
«Бессмертие подвига»: выставка-просмотр ко Дню снятия блокады Ленинграда и Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

по 24 февраля
«Будущие защитники Отечества»: челлендж-эстафета ко Дню защитника Отечества

по 25 февраля
«Любви чарующие строки»: выставка-голосование ко Дню влюбленных

по 25 февраля
«В стране доброго детства»: книжная выставка к 115-летию со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто

по 28 февраля
«Город в фокусе»: реализация проекта, выигравшего грант в фонде М. Прохорова

по 28 февраля
«Николай Лесков: чародей слова»: книжная выставка, посвященная 190-летию со дня рождения русского писателя Николая Семеновича Лескова

по сентябрь
«Город в фокусе»: реализация проекта, выигравшего грант в фонде М. Прохорова

Вся афиша
Развиваем Липецкую область вместе

Национальный проект




  • Экскурсия в профессию
  • Здоровый регион
  • Противодействие коррупции

Наши партнеры

  • garant48.ru
  • Консультант Плюс
  • Образовательный портал г. Липецк
  • Бесплатная видеоконференцсвязь
  • Союз Возрождения России Ассоциация Воркаута, Липецкая область г. Липецк